Датировка крещения Руси и древнерусское искусство
Проблемы датировки крещения Киевской Руси были подробно сформулированы Йорданом Табовым [1] , однако большая часть поставленных вопросов является неразрешенной до сих пор. В настоящей работе, производится попытка датировки крещения с помощью анализа прикладного искусства и археологических данных.
Традиционно, идеологом принятия христианства на Руси считается Владимир Святославович, который в последствии был
за этот поступок канонизирован русской православной церковью как равноапостольный.
Принятие христианства началось с погрома язычества, в частности, князем Владимиром были уничтожены языческие
культовые сооружения, в том числе, известный пантеон в Киеве, в сооружении которого Владимир принимал
непосредственное участие [13]. Таким образом, складывается следующая картина: волевым указом "сверху"
принимается христианство, уничтожается языческая атрибутика и при этом, необходимым событием является воздвижение
культовых сооружений, которые должны обслуживать новую религию. Следовательно, волне логично ожидать,
что первые христианские храмы должны появится во время принятия христианства, так как они необходимы
для замещения старой идеологии. Посмотрим, какая картина наблюдается на самом деле.
В таблице 1 приведен список храмов и церквей, которые являются самыми древними христианскими сооружениями в России. В первом столбце указан город, в котором находится интересующий нас объект, во втором, название объекта, в третьем, дата основания города, в четвертом - дата сооружения объекта. Установить точную основания наиболее древних городов невозможно и довольно часто, датой основания города считается его первое упоминание в летописях. Для нашего исследования такая точность является вполне удовлетворительной. Примерно такая же картина, наблюдается и с определением возраста церкви - с момента своей первой постройки, церковь могла неоднократно обновляться, перестраиваться, или быть построена заново, однако, нас интересует именно дата первого упоминания о постройке церкви в том или ином месте. Довольно часто, датировка устанавливается из городской летописи, в ряде случаев, известен заказчик постройки, что так же накладывает ограничения на время постройки объекта. Так, Софийский собор в Великом Новгороде был построен по приказу Владимира Ярославича. В том случае, когда в городе имеется множество однотипных объектов, возможны иные методы, хотя они не являются абсолютными. Например, по кирпичам из кладки, можно проследить хронологию постройки киевских церквей и в частности, порядок сооружения Киево-Печерской лавры [8]:
Город Датировка Успенский собор Киево-Печерской лавры 1073-1077 Церковь Иоанна предтече при Успенском соборе 1088-1089 Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской лавры 1108-1109 Крепостные стены Киево-Печерской лавры 1189-1197
Различные способы датировки могут давать несколько разные даты, например, первое упоминание Киево-Печерской лавры происходит в "повести временных лет" в 1051 году, а кирпич, из которого она изготовлена, датируется на 20 лет позже - серединой 70-х годов 11 века. С датировкой Софийского собора ситуация обратная: кирпич датируется 1018-1036 годами, а упоминания в городской летописи чуть более поздним временем 1030-1036, хотя заметим, что в данном случае, обе датировки пересекаются. В пятом столбце приведена ссылка на источник, в котором указана датировка объекта.
Таблица 1 Город Объект Осн. гор. Датировка объекта Источник Delta Киев Десятинная церковь 5-7 век 989-996 [12] 5 Киев Софийский собор 5-7 век 1018-1036; 1030-1036 [8];[11] 55;39 Киев Успенский собор Киево-Печерской лавры 5-7 век 1051; 1073-1077 [8] 63;87 Киев Выдубицкий монастырь 5-7 век 1070-1080 [8] 87 Киев Михаила Архангела, Златоверхий, монастырь 5-7 век 1108-1113 [11] 123 Киев Спас на Берестове 5-7 век 1113-1125 [8] 141 Киев Кирилловская церковь 5-7 век 1147 [8] 159 Вел. Новгород Юрьев мужской монастырь 859 не позже 1030 [11] 42 Вел. Новгород Софийский собор 859 1045 - 1050 [11] 60 Вел. Новгород Благовещания на городище 859 1091 - 1103 [6] 109 Вел. Новгород Собор Николая Чудотворца на Ярославовом дворище 859 1113 - 1136 [6] 137 Вел. Новгород Собор Рождества Богородицы Антониева монастыря 859 1117 - 1119 [6] 130 Вел. Новгород Зверин монастырь 859 не позже 1148 [11] 160 Вел. Новгород Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Торгу 859 1135 [6] 147 Вел. Новгород Духов монастырь 859 не позже 1162 [11] 174 Вел. Новгород Церковь благовещения в Аркажах 859 1188 [6] 200 Вел. Новгород Спаса Нередицы 859 1198 [6] 210 Муром Спасский мужской монастырь 862 не позже 1096 [11] 108 Ростов Вел. Спасо-Яковлевский Дмитриев мужской монастырь 862 не позже 1389 [11] 401 Ростов Вел. Петровский монастырь 862 1250 - 1300 [11] 287 Смоленск Собор Успения Пресвятой Богородицы 862 1101 [11] 113 Смоленск Церковь Петра и Павла на Городянке 862 1146 [11] 158 Смоленск Церковь Иоанна Богослова на Варяжках 862 1160 - 1180 [11] 182 Смоленск Церковь Михаила Архангела (Свирская) на Пристани 862 1180 - 1197 [11] 200 Смоленск Церковь на Рачевке 862 конец 12 века [11] ~200 Старая Ладога Церковь Георгия Победоносца 862 ~12 век [11] ~160 Старая Ладога Церковь Успения Пресвятой Богородицы 862 ~12 век [11] ~160 Псков Мирожский монастырь 903 1144-1156 [11] 168 Псков Снетогорский женский монастырь 903 не позже 1311 [11] ~320 Чернигов Спасо Преображенский собор 907 1030-1038 [8] 46 Чернигов Троице-Ильинский монастырь 907 1070-1080 [8] 87 Чернигов Собор Бориса и Глеба 907 1120-1123 [8] 134 Чернигов Успенский собор Елецкого монастыря 907 1090-1200 [8] 107 Чернигов Михайловская церковь 907 1173 [8] 185 Чернигов Благовещенский собор 907 1186 [8] 198 Чернигов Церковь Пятницы 907 1190-1200 [8] 207 Владимир Золотые ворота с Церковью Положения риз Богородицы 990 1158 - 1164 [11] 171 Владимир Дмитриевский собор 990 1194 - 1197 [11] 206 Владимир Успенский собор 990 1160?? [11] 170 Ярославль Спаса Преображения, монастырь 1010 не позже 1186 [11] ~175 Суздаль Собор Рождества Пресвятой Богородицы. 1024 не позже 1225 [11] ~200 Суздаль Спасо-Евфимиевский монастырь 1024 не позже 1352 [11] ~325 Суздаль Покрова Пресвятой Богородицы монастырь 1024 не позже 1364 [11] ~340 Юрьев-Польский Михаила Архангела, монастырь 1152 ~13 век [11] ~100 Юрьев-Польский Собор Георгия Победоносца 1152 1230 - 1234 [11] 80 Переславль-Зал Спасо-Преображенский собор 1152 1152 - 1157 [11] 4 Боголюбово Свято-Боголюбский женский монастырь 1158 1158 [11] 0 Боголюбово Церковь Покрова на Нерли 1158 1158 [11] 0
Князь Владимир Святославич умирает 15 июля 1015 (по старому стилю) и при его жизни был построен всего лишь один(!)
христианский культовый объект - Десятинная церковь. Судьба самой первой христианской церкви Киевской Руси печальна и
удивительна. Печальна в том, что согласно утверждению традиционной истории, она была полностью разрушена при
нашествии Батыя в 1240 году и к настоящему моменту, от нее сохранился только фундамент [12].
Удивление вызывают некоторые исторические факты. Во-первых, непонятна селективность Батыя, который уничтожил до
основания лишь одну Десятинную церковь, а другие древние церкви Киева не тронул. В таблице 1 приведены только
шесть сохранившихся церквей Киева, которые были построены в 11 и 12 веках, к середине 13 века церквей было еще больше.
Более того, до нас дошли в весьма неплохом качестве настенная живопись киевских церквей. Например, в Софийском соборе
и Кириловской церкви сохранились фрески, датируемые 11 и 12 веками.
Во-вторых, совершенно непонятно, почему первый христианский собор Руси, в котором похоронен инициатор ее крещения
канонизированный церковью равноапостольный Владимир, так и не был отстроен заново в дальнейшем.
Первые христианские храмы в других городах появляются через полсотни лет после официальной даты крещения Руси.
Это значит, что целое поколение обращенных в христианство россиян так и не побывало в христианском храме, поскольку,
К середине 11 века, на Руси имеется всего лишь семь христианских культовых объектов, которые приходятся на три города.
В столице Киевской Руси к этому времени построено три церкви, по две церкви приходится на Чернигов и Новгород.
Остальным городам повезло еще меньше. Для наглядности, определим характерное время, которое прошло с момента постройки
храма от времени принятия христианства в 988 году, или, с момента основания города, если он был основан позднее
принятия христианства, см. шестой столбец. Оказывается, что в древних городах Смоленске, Пскове и Старой Ладоге,
которые к концу 10 века являются относительно большими, самые первые церкви появляются через 100-150 лет после
принятия христианства. Массовое строительство христианских церквей в Киевской Руси происходит во второй половине
12 века.
В таблице 2 приведены датировки наиболее древних фресок, которые были открыты и датированы в советские годы. Естественно, возраст настенной живописи не может превышать возраст стен храма, однако фрески позволяют надежно установить, что данный храм является именно христианским.
Таблица 2 Город Объект Датировка Источник Киев Софийский собор 1051-1073 [7] Киев Кирилловская церковь 1150-1200 [4] Вел. Новгород Софийский собор 1108 [3] Вел. Новгород Собор Николая Чудотворца на Ярославовом дворище 1125 [6] Вел. Новгород Церковь благовещения в Аркажах 1189 [3];[9] Вел. Новгород Спаса Нередицы 1199 [3] Смоленск Церковь на Рачевке кон 12 в. [3] Псков Мирожский монастырь 1156 [2] Псков Снетогорский женский монастырь 1313 [3] Владимир Успенский собор 1161 [5] Ярославль Спаса Преображения, монастырь(*) 16 в. [10] Суздаль Собор Рождества Пресвятой Богородицы 1230-1233 [3] Переславль-Зал. Спасо-Преображенский собор 1152 [3]
* В начале 13 века была построена деревянная церковь на месте которой, в 1516 отстроен каменный собор, и расписан в 1564 году.
Первая фресковая живопись появляется на Руси во второй половине 11 века (Софийский собор), а массовое распространение фрески происходит в 12 веке. Таким образом, появление древних христианских соборов на Руси приходится на 11-12 века, то есть, на 150-200 лет позже крещения Руси. Однако, эта датировка получена на основании перекрестных ссылок на традиционную хронологическую модель, поэтому не исключено, что полученный результат был несколько удревнен.
Языческие святилища, поселения и захоронения были очень широко распространены на территории Киевской Руси в 11-13 веках, то есть, через 100-300 лет, после официальной даты принятия христианства. Приведем далеко не полный перечень языческих объектов из работы [14], расположенных на территории Киевской Руси, для которых в [14] приведены датировки, таблица 3.
Таблица 3 Объект Местоположение Датировка Тип Бабина долина Тернопольская обл., Украина 12 - начало 13 в. городище Верховляны Гродненская обл., Беларусь 11 - 13 вв. культ.объект Горки Вологодская обл., Россия 12 - начало 13 в. могильник Погосище Вологодская обл., Россия 10 - начало 12 в. могильник Илиев Львовская обл., Украина 13 в. городище Красногорье Смоленская обл., Россия 10 - 13 вв. городище Кушлянщина Смоленская обл., Россия 8 - начало 11в. городище, курган Рудлово Смоленская обл., Россия 10 - 13 вв. городище Василев Черновицкая обл., Украина 12 - 13 вв. могильник Кулишевка Черновицкая обл., Украина 10 - 11; 13 вв. городище Нагоряны Черновицкая обл., Украина 9 - 12 вв. городище Ошихлибы Черновицкая обл., Украина 12 - 13 вв. могильник Перынь Новгород, Россия 10 - начало 11 в. культ.объект Ходосовичи Гомельская обл., Беларусь 10 - 11 вв. культ.объект
Цифры, приведенные в третьем столбце под названием "датировка", означают не диапазон возможной датировки объекта с учетом погрешности, а временной интервал в течение которого данный объект использовался. Этот временной интервал определялся датировкой отдельных артефактов, которые были обнаружены при раскопках.
В качестве примера, приведем результаты археологического исследования языческих захоронений Избрижской курганной
группы 10-13 веков, которая расположена в калининском районе тверской области на берегу Волги. Раскопки кургана
проводились более 20 лет, с 1975 под 1997 года. В результате работы, была собрана обширная коллекция древнерусской
глиняной посуды [15]:
Глиняные сосуды найдены в 68 захоронениях избрижья. Целые горшки (56 экземпляров) обнаружены в 54 погребениях,
разбитые сосуды - в 15 захоронениях, из них полные формы восстановлены у 13 сосудов. В большинстве погребений
найдено по одному горшку, в трех - по два, в одном - три сосуда. Они оставлены, как правило, в ногах погребенных,
у ступней. В трех случаях посуда найдена в области голеней. Погребения, содержащие керамическую посуду, занимают
большую часть территории Избрижской курганной группы.
В работе [15] подробно продемонстрировано изменение росписи и формы глиняных изделий с течением времени. В последних захоронениях, отмечается постепенное уменьшение количества керамики, а в некоторых последних захоронениях, которые датируются 13 веком, керамика полностью отсутствует.
Этих данных достаточно для вполне очевидного заключения: согласно археологическим данным, язычество существовало на территории Киевской Руси по крайней мере до 13 века включительно. Традиционная хронология не отрицает этот факт, но утверждает, что язычество было распространено только в сельской местности, а христианство в городах. Заметим, что в рассматриваемый период времени, урбанизация общества была незначительна и подавляющая часть населения проживала в сельской местности поэтому, носителей христианской веры было мало, как и общее число христианских церквей. Но даже это предположение нам представляется неверным.
Существует большое количество языческих артефактов и археологических находок, которые традиционно датируются 11-13 веками. Рассмотрим только некоторые из них [16]:
Совершенно особенный мир образов раскрывается нам на широких двустворчатых браслетах. Здесь появляются кентавры, львы, солярные знаки, пьющие и пляшущие люди, гусляры и домрачеи. Есть здесь и изображения сиринов-вил, Симаргла, птиц, "дерева жизни", но никогда на браслетах не встречаются фигуры христианских святых.
Все представленные выше предметы являются языческими. В центре венца рис. 14; 15 изображен юноша с русальными жезлами, которые являются символами плодородия, обращенными к земле. Но наиболее любопытным из предметов, является церемониальный топорик князя Андрея Боголюбского, рис. 16; 17. Интересно было бы знать, для какого христианского обряда он был необходим?
К настоящему времени, на территории Киевской Руси найдено очень большое количество языческих артефактов, которые датируются 11-13 веками. Не менее существенным является тот факт, что все представленные выше предметы выполнены из драгоценных металлов, аккуратно и очень тонко. Поэтому, гипотеза о том, что они могли быть изготовлены в кустарных условиях, а не в городской мастерской выглядит крайне сомнительной.
"Слово о полку Игореве" (далее "Слово") сохранилось только в одном списке, который находился в древнерусском сборнике, приобретённом в начале 90-х годах 18 века собирателем русских древностей графом А.И. Мусиным-Пушкиным у бывшего архимандрита упразднённого к тому времени Спасо-Ярославского монастыря Иоиля. В 1800 году вышло первое издание "Слова", выполненное Мусиным-Пушкиным в сотрудничестве с лучшими археографами того времени Н.Н. Бантыш-Каменским и А.Ф. Малиновским. Список "Слова", находившийся в доме Мусина-Пушкина в Москве, погиб при пожаре 1812 года, когда Москва была захвачена французами. Попытки поставить под сомнение подлинность памятника, предпринимавшиеся в 19—20 веках, были опровергнуты советскими и иностранными учёными [17].
Столь позднее время обнаружения этого документа спасло его от Романовских "зачисток" и "переписок" документов 17-18 веков, поэтому "Слово" следует считать очень ценным научным артефактом, дошедшим до нас с конца 12 века. Однако, его существование оказалось весьма опасным для романовской версии хронологии России. Утрата оригинала текста "Слова" представляется вовсе не случайной. Поскольку оригинала документа не сохранилось, его стало гораздо проще назвать подделкой. Тем не менее, в настоящее время никто не оспаривает ни подлинности описываемых в "Слове" событий, ни то, что его автор был современником произведения. Известный советский археолог академик Б.А. Рыбаков установил автора произведения, которым оказался придворный князя Игоря Петр Бориславич.
Хорошо известен и очень примечателен тот факт, что "Слово" насыщено упоминанием языческих богов и оборотов [18], [19]:
"О Бояне, соловию стараго времени! Абы ты сиа полкы ущекотал, скача, славию, по мыслену древу, летая умом под облакы,
свивая славы оба полы сего времени, рища в тропу Трояню чрес поля на горы!"
"Чи ли воспети было, вещей Бояне, Велесовь внуче: "Комони ржуть за Сулою, звенить слава в Кыеве."
"Солнце ему тьмою путь заступаше; нощь, стонущи ему грозою, птичь убуди; свист зверин въста; збися Див, кличет
верху древа - велит послушати земли незнаеме, Волзе, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе,
тьмутораканьскый болван!"
"Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя полкы Игоревы."
"Тогда при Олзе Гориславличи сеяшется и растяшеть усобицами, погибашеть жизнь Даждьбожа внука, в княжих крамолах
веци человекомь скратишась."
"Въстала обида в силах Даждьбожа внука, вступила девою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синем
море у Дону: плещучи, упуди жирня времена."
"Всеслав князь людем судяше, князем грады рядяше, а сам в ночь волком рыскаше; из Кыева дорискаше до кур
Тмутороканя, великому Хорсови волком путь прерыскаше."
"На седьмом веце Трояни връже Всеслав жребий о девицю себе любу."
Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, аркучи: "О, ветре, ветрило! Чему, господине, насильно вееши! Чему мычеши
хиновьскыя стрелкы на своею нетрудною крилцю на моея лады вои? Мало ли ти бяшет горе под облакы веяти, лелеючи корабли
на сине море! Чему, господине, мое веселие по ковылию развея?"
Ярославна рано плачеть Путивлю городу на забороле, аркучи: "О, Днепре Словутицю! Ты пробил еси каменныя горы сквозе
землю Половецкую. Ты лелеял еси на себе Святославли носады до полку Кобякова. Возлелей, господине, мою ладу ко мне,
а бых не слала к нему слез на море рано!"
Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, аркучи: "Светлое и тресветлое солнце! Всем тепло и красно еси. Чему,
господине, простре горячюю свою лучю на ладе вои? В поле безводне жаждею имь лучи съпряже, тугою им тули затче?"
Ярославна обращается с монологом к объектам неживой природы: ветру, реке Днепр и Солнцу. Вполне возможно это
является поэтическим вымыслом автора "Слова", но для нас важнее то, что выбранный автором образ выражения скорби
Ярославны является не христианским, а языческим.
В последнем обращении "Светлое и тресветлое солнце", корень "три" связан с отрицанием неблагоприятного признака -
"нечета", как символа несчастья, поэтому он часто встречается в заклинаниях. Не случайно, в день, установленный в
память об умершем, который включал в себя ритуальную программу, назывался тризной.
Таким образом, в литературном произведении, которое традиционно датируется концом 12 века, систематически используются языческие персонажи, образы и выражения. Но обратим внимание на другую важную деталь. Хотя князь Игорь и совершил мужественный поступок не бросив окруженное войско в безвыходной ситуации, автор "Cлова" сильно преувеличивает военные подвиги и политические заслуги Игоря, который являлся вполне заурядным правителем. Это еще раз наводит на мысль, что данное произведение было составлено (или правлено) в угоду князю Игорю. Следовательно, язычником является не только автор слова (придворный князя Петр Бориславич по Б.А. Рыбакову), но и сам князь Игорь.
Рассмотрев четыре независимых способа датировки времени принятие христианства в Киевской Руси, можно сделать следующие краткие выводы:
1. Исходя из анализа возраста первых христианских культовых сооружений на Руси можно заключить, что в рамках традиционной хронологии существует разрыв в 50-150 лет между датой крещения Руси и появлением первых христианских храмов. Массовое строительство церквей наблюдается только с середины 12 века. В случае датировки крещения Руси по сохранившейся фресковой живописи, мы получим 12 век. Следует заметить, что эти данные сообщает нам традиционная хронология, которые могут быть удревнены. Итак, датировка крещения Руси по появлению христианской архитектуры и фресковой живописи дает 11-12 века.
2. В 11-13 веках на территории Руси существовало множество действующих языческих святилищ. В это время был принят языческий обычай захоронения умерших.
3. С 11-13 веков сохранилось множество амулеты, браслетов и украшения с изображением типичных языческих персонажей - симарглов, полканов, русалок и пр., которые использовались для культовых обрядов. Все указанные предметы изготовлены очень тонко из драгоценных металлов в городских мастерских.
4. Литературное произведение "Слово о полку Игореве" было написано язычником, в языческом государстве (княжестве), следовательно, еще в конце 12 века язычество было на Руси широко распространенной религией, в том числе, и в крупных городах. Датировка "Слова" представляется нам наиболее надежной, поскольку она независимо подтверждается описанным в произведении полным солнечным затмением 01 мая 1185 года, которое очевидец наблюдал как частное затмение с высокой фазой.
Отсюда следует, что христианство на Руси утверждается не ранее 12-13 века. Этот результат не противоречит гипотезе Г.В. Носовского и А.Т. Фоменко об отождествлении Христа с Андреем Боголюбским и Андроником Комниным и находится в соответствии с датировкой христовых событий концом 12 века.
Попробуем кратко построить возможную реконструкцию принятия христианства на Руси в рамках Новой Хронологии. Согласно гипотезе Г.В. Носовского-А.Т. Фоменко, христовы события датируются концом 12 века, что не противоречит полученной нами датировки принятия христианства. На самом деле, Крещение Руси происходит примерно на 200 лет позже традиционной даты (988 год) и это есть первое отличие нашей версии от официальной версии.
Во-вторых, мы утверждаем, что язычество эволюционно трансформировалось в христианство, а не было введено волевым решением
одного человека. Для того чтобы обосновать эту точку зрения, обратимся к хорошо известным фактам функциональной
преемственности религиозных святых и праздников из работы [13]:
Велес - покровитель охотников и бог богатства. Корень "воло" или "вло" стал составной частью слова "володеть" (владеть).
Велеса чествовали с 20 по 25 марта на масленичную неделю и с 25 декабря по 6 января на зимние святки. 6 января был Велесов
день, которому на руси соответствует Власьев день, отмечаемый 11 февраля. Отметим фонетическое сходство обоих имен. Радуница - день памяти предков и всех умерших. Православный аналог Радуницы есть Пасха - день спасения и воскресения.
Христианство унаследовало чисто языческую традицию поминовения умерших едой. Купало - день летнего солнцестояния. Один из главных праздников язычников - время наивысшего развития творческих сил
природы. В это время Ярило (или другие божества мужского семени) выполнили свою миссию и должны умереть до следующей
весны. Поэтому Ярило, Купало (купа - куст, сноп старых растений, травы) могут и должны умереть до следующей весны. В ночь
на 24 июня был обычай не спать и караулить встречу месяца и Солнца. Перун - громовержец, один из важнейших богов. В христианстве праздник, соответствующий громовержцу известен как Ильин день,
2 августа (20 июля ст. стиля). Макошь - одна из главных богинь восточных славян. Ее имя составлено из двух частей: "ма" - мать, и "кошь" - кошелка, корзина.
Макошь - мать хорошего урожая, не богиня плодородия, а именно итогов сельскохозяйственного года. В русском православии Макошь
превратилась в Параскеву Пятницу. Поскольку в ее распоряжении были все плоды земные она ведала и судьбой урожая, то есть
распределением продуктов, сырья, предметов ремесленного производства, именно поэтому она хозяйствовала и на торгу,
покровительствовала торговле. В Новгороде в 1207 году выстроена церковь Пятницы на Торгу, такие же храмы были возведены
в Чернигове и Москве на охотном ряду. Пятница на Руси - торговый день. Праздник св. Параскевы отмечается 28 октября, когда
собран урожай, скот не гонят в поле и начинаются зимние домашние работы. Масленица, название (с 16 века) древнеславянского языческого многодневного праздника «проводов зимы», которым отмечался
переход к весенним земледельческим работам. Христианская православная церковь включила масленицу в число своих праздников
("масляная неделя" накануне великого поста). В древности он заключался в разнообразных обрядовых действиях
магико-религиозного характера, которые перешли затем в традиционные народные обычаи и обряды (сожжение соломенного чучела,
печение жертвенного хлеба — блинов, переряживание и т. д.). На протяжении многих веков М. сохраняла характер народного
гулянья, сопровождавшегося пиршествами, играми, катаньем на санях с гор, быстрой ездой на лошадях.
С шутками, непристойными песнями сжигали соломенные куклы Ярилы, Купалы, Каструбольки (кастрец-трава) или Костромы. На
рассвете все участвовавшие в празднике купались, чтобы снять с себя злые немощи болезни.
Из слияния языческого славянского праздника Купало и христианского праздника Иванов день (имеется ввиду Иоанн Креститель)
появилось новое название праздника - Иван Купала.
Постепенная трансформация язычества в христианство имела вполне определенные политические предпосылки, но сам момент такого перехода мог появиться только на определенной стадии эволюции общества. Укоренившееся с глубокой древности язычество, по сути является культом(культурой) поклонения природе и природным явлениям, от которых зависела жизнь человека. Главные языческие боги являются символами животворящего начала природы (Род, Макошь), либо имеют непосредственное отношение к сельскому хозяйству (Даждьбог, Велес, Перун, Хорс, Стрибог) [13]. (Мы не будем вдаваться подробности данной классификации, поскольку назначение и роль каждого бога, в разных славянских племенах несколько отличались.
С ростом уровня развития общества, увеличении знаний о природе и развитием науки, зависимость человека от природных сил снижается и вместе с этим, уменьшается роль сельскохозяйственных культов, что является естественным моментом для модификации религии. Наиболее очевидным прикладным значением изменения религии является захват власти и обоснование права на власть. Для этого, в исходный культ достаточно ввести новое верховное божество, а затем, объявить о своей родственной связи с этим божеством. Верховное божество должно быть единственным, чтобы не оставить конкурентам шанса связать происхождение своего рода с другими богами. Не требуется объявлять лично себя сыном нового бога, вполне достаточно постулировать божественное происхождение своего родственника, жившего за сотню лет до этого, а необходимые "свидетельства" можно написать, нарисовать и изготовить. При этом, новый модифицированный культ получит конкурентное преимущество перед традиционной версией язычества, которое будет выражаться в большей централизации власти и правом на власть. Изначально сконструированная вертикаль власти "бог отец-сын бога" трансформируется в "бог отец-бог сын-наследник(потомок) сына", а ее первые два звена канонизируется. Добавление к этой паре святого духа, вероятно обусловлено языческой традицией отрицанием "нечета" как неблагоприятного признака, что и перешло в христианство и дало начало старозаветной троице в составе трех ангелов, а затем и новозаветной троице, "бог-отец, бог-сын и святой дух".
Вполне возможно, святой дух имеет солярное происхождение, что можно заключить из анализа фресковой живописи. Например, на фреске "новозаветная троица" церкви Иоанна предтечи в Ярославле, святой дух изображается в виде голубя на диске Солнца, а на фреске "Троица с предстоящими", святой изображен на фоне диска многолучевой звезды, рис. 24, рис. 25.
Рис. 19 Ярославль. Церковь Иоанна Предтечи. Западная галерея. Новозаветная троица. 17 век.
Рис. 20 Ярославль. Церковь Рождества Христова. Алтарь. Троица с предстоящими. 18 век.
С другой стороны, с Солнцем вполне может быть отождествлен бог-отец, поскольку во многих религиях Солнце считалось
верховным божеством, а передача(трансформация) символа звезды от бога отца к святому духу произошла позднее. Принципиально
не исключена возможность происхождения символа святого духа не от Солнца, а от сверхновой Крабовидной туманности, которая
в рамках Новой Хронологии отождествляется с библейской Вифлиемской звездой и является символом появления Исуса Христа.
Очень интересна фреска с изображением Солнца(?)/звезды(?) вместе c полумесяцем, рис. 21, которая в рамках Новой Хронологии
может быть расшифрована как изображение соединения Луны и сверхновой Тельца, как предвестие христовых событий.
Рис. 21 Ярославль. Церковь Благовещания. Премудрость создает себе храм. 18 Век.
Установить точное происхождение этих христианских образов в данном случае невозможно, но нельзя отрицать наличие языческой солярной символики на христианских фресках. Солярная символика является далеко не единственным языческим символом унаследованным христианством от язычества. На фресках церквей и на некоторых артефактах присутствует сложный цветочный орнамент, происхождение которого связано с языческим деревом жизни. Самым ярким таким примером является орнамент фресок собора Василия Блаженного (церкви покрова на Рву).
Вместе с изображением Солнца и дерева жизни, в христианство перекочевало множество других языческих символов - фантастические животные, птицы, полканы, Симаргл. Например, эти персонажи присутствуют в орнаменте позолоченных дверей Рождественского собора в Суздале, рис. 22-25 и многих других предметах рис. 26.
Рис. 22-25. "Покров Богоматери" детали южных дверей Рождественского собора в Суздале. Золотая наводка на меди. Первая треть 13 века. [16]
Рис. 26. Орнамент на чаше мастера Братилы. Чеканка по серебру. Первая четверть 12 века.
Исследователи древнерусского искусства неоднократно отмечали уникальные орнаменты псковских колоколов 16 века, однако
вопрос об их происхождении остается не ясным [20]:
Еще в начале этого века [20 век - авт.] существовали два колокола Мирожского собора - наиболее ранние из известных памятников псковского
литья. Эти крупные колокола (100 и 200 пудов), отлитые в 1520 году мастерами Михаилом, Ануфрием и Максимом Андреевыми,
помимо пространных надписей, были украшены орнаментом. Эти колокола не сохранились, так же как и не сохранился до наших
дней и колокол времени Мисюря, находившийся на колокольне Варлаамовой церкви, работы Михаила и Максима, а так же колокола
30-х годов 16 века. Колокола этого времени отличались изяществом орнаментации, обычными мотивами которой были "виноградная
лоза, деревья и молящиеся звери и волнообразный жгут с фантастическими зверями".
Приведем орнаменты сохранившихся колоколов Михаила Андреева 1544 года (1), Тимофея Андреева 1540 (2), Кузьмы Васильева и Логина Семенова 1557 года и мастеров Василия Иванова, Афанасия Панкратьева и Иоакима Иванова 1599 года (4).
Рис. 27. Орнаменты колоколов Пскова 16 века.
На приведенных выше орнаментах присутствует растительность и звериная символика, хотя молящихся животных, про которые упоминает цитата уже мы не видим. Вполне очевидно, что для выполнения больших колоколов, с рельефными надписями и сложным орнаментом был необходим значительный опыт, а значит технология и методика их изготовления существовала довольно давно. Позже 16 века, традиция нанесения звериного орнамента на колокола угасает. К сожалению, псковских колоколов ранее 16 века до наших дней не сохранилось, как и не сохранились оба колокола 1520 года. О причинах этого можно лишь строить догадки, однако заметим, что даже на сохранившихся колоколах надписи частично сбиты, рис. 28. Заметим, что наличие звериного и растительного орнамента очень хорошо объясняется нашей гипотезой возникновения христианства.
Рис. 28. Верхний пояс надписи и орнамент колокола 1544 года мастера Михаила Андреева.
Другим, очень интересным фактом является существование в христианстве святых с ликами животных, происхождение которых
по-видимому имеет так же языческие корни. Эта традиция существовала до 18 века [10]:
Во время реставрационных работ было обнаружено, что в 18 веке на северо-западном столпе был переписан лик мученика
Христофора. После расчистки стало четко видно, что голова Христофора, как и положено по древней иконографии была песьей
так как именно собачью голову выпросил себе у Господа святой, обладавший удивительной красотой. В 18 веке по решению
Священного Синода такая иконография была запрещена, что и послужило поводом для записи.
Рис. 29 Ярославль. Спасский собор Спасо-Преображенского монастыря. Святой Христофор. 16 век.
Заметим, это изображение святого с песьей головой на этой фреске не является единственным и уникальным. Например, во всех русских лицевых псалтирях эпохи Годуновых, на иллюстрации "Ангел берет душу "праведного"" перед Христом расположены два песьеглавых воина [21], то есть святые-оборотни присутствуют не в единичном числе, а массовом количестве. Возможно, здесь прослеживается параллель с древним Египтом, которая будет соответствовать гипотезе Г.В. Носовского - А.Т. Фоменко о связи Египта и Руси, однако обоснование этой гипотезы выходит за рамки настоящей работы.
Другим примером трансформации язычества в христианство может служить постепенное изменение обряда захоронения умершего.
Типичным типом древних русских захоронений является просуществовавших на Руси до 14 века является курган [17]:
В Восточной и Северной Европе и Центральной Азии курганы сооружали до позднего средневековья. Курганы обычно
полушаровидной формы, но иногда имеют овальное или прямоугольное основание. Размеры Курганов различны: высота от
0,3—0,6м при диаметре 3—4м до 20 и более м высота при диаметре свыше 100м. Курганы насыпали и над вырытыми в земле
могилами, и над захоронениями, произведёнными на поверхности земли.
Могилы под курганами имеют различное устройство: склепы, катакомбы, деревянные срубы и т. п. Под насыпью, кроме могил,
бывают дополнительные сооружения — оградки из камней, каменные, кирпичные или глинобитные стены и своды. При обряде
трупосожжения умерших сжигали или на месте насыпки кургана, или в другом месте, а под курганом хоронили сожжённый прах.
Известны курганы, насыпанные над большими родовыми кладбищами с расположением могил концентрическими кругами, рядами
и т. д. Кроме основных погребений, в насыпях встречаются так называемые впускные захоронения, произведённые позднее.
Иногда каждое последующее захоронение сопровождалось подсыпкой земли, увеличивавшей высоту кургана. В насыпях курганов
находят остатки тризны (поминок): угли от костра, кости животных, посуду и т. д. Почти всегда в могилу помещали различную
утварь, пищу, оружие, а у некоторых народов тут же или в особых помещениях под насыпью хоронили коней, рабов и жён
покойного. Курганы бывают одиночными, но чаще расположены группами, иногда включающими до 3000 насыпей (например,
Гнёздовские курганы). На Руси у городского населения обычай захоронения в курганов прекратился с введением христианства,
однако сельское население продолжало хоронить умерших по старому, языческому обряду до 14 века.
Следующим типом древнего русского захоронения являются жальники, которые датируются 12-15 веками [17]:
Жальники, древние могилы (12—15 веков); невысокие холмики, круглые, в более позднее время — четырёхугольные, обложенные
снаружи камнями-валунами. Распространены преимущественно в Новгородской и Псковской области. Большинство жальников
принадлежало славянам, часть — води. Обычно содержат один скелет, но встречается и несколько костяков. При погребённых
находят украшения и глиняные горшки. На некоторых жальниках стоят каменные четырёхконечные кресты.
И наконец, христианский тип захоронения который окончательно устанавливается после 15 века [22]:
Безынвентарность подавляющего большинства захоронений и стандартность обрядовых характеристик - положения погребенных,
ориентировки могильных ям и т.д. делает крайне затруднительным датирование погребений. Проблемы хронологии
средневековых некрополей решаются на основании анализа деталей погребального обряда (Беляев 1994), находок монет
в погребении (Панова 1990; Новиков, Хухарев, 1999; Энговатова и др. 2001), типов могильных плит и надписей на них
(Беляев 1996; Новиков, Хухарев, 1999).
Итак, в стилистике захоронений очень четко прослеживается постепенный переход от одного стиля захоронения к другому, при этом существует промежуточная форма захоронения - жальник. В этой связи уместно напомнить о наличии в христианстве подземных церквей, существование которых является христианским аналогом языческих катакомб и курганов. Наиболее известной подземной церковью с огромной системой катакомб является древняя Киево-Печорская лавра, но существуют и более поздние объекты. Например, подземная церковь равноапостольных Константина и Елены в Новом Иерусалиме (вблизи г. Истра), была построена при патриархе Никоне, подземная церковь Александра Свирского максатихинском районе Тверской области и т.д. Очень интересным образцом является Ильинская церковь в Чернигове, которая замечательна тем, что соединяется системой подземных ходов с расположенным возле нее холмом.
Зондаж внутри Ильинской церкви в зоне предполагаемого входа в пещеры показал, что здесь хорошо сохранился древний проем входа. Проем этот перекрыт арочной перемычкой в один перекат. Впоследствии, но ремонта 17 века, очевидно в связи с поднятием пола, высота проема была немного увеличена за счет подтески перемычки (он был частично заложен при ремонте 17 века), а во время сооружения подземных церквей в 1782 году проем этот был полностью заложен со стороны пещер. Проход в пещеры был сделан самостоятельный, рядом с западным входом в церковь. Тогда был разрушен древний соединительный переход пещер с проемом.
Рис. 30 План-схема Ильинской церкви в Чернигове.
По-видимому, Ильинская церковь представляет собой типичный объект переходного периода от языческой к православной культуре захоронения умершего, а сама традиция подземных церквей имеет происхождение от курганных склепов и катакомб. Обратим внимание, что время закладки подземного хода в Ильинской церкви в Чернигове совпадает со временем записи лика св. Христофора в Ярославле во время церковной реформы 18 века. Судя по всему, церковная реформа 18 века была очень масштабной.
Таким образом, наблюдаемая преемственность языческих традиций в христианстве прослеживается в очень многих проявлениях и формах, что возможно лишь в постепенной трансформации одной формы религии в другую, а не тотальным искоренением и замещением. Появление христианства на Руси датируется не ранее концом 12 - начала 13 века, что не противоречит датировке христовых событий концом 12 века и отождествлению Андроника Комнина и Андрея Боголюбского с Исусом Христом.
1) Й. Табов Когда крестилась Киевская Русь?
2) М.Н. Соболева Стенопись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове // Древнерусское искусство, т. художественная культура Пскова, Наука, Москва 1968.
3) В.В. Филатов К истории техники стенной живописи в России // Древнерусское искусство, т. художественная культура Пскова, Наука, Москва 1968.
4) А.И. Яковлева Приемы личного письма в русской живописи конца 12 начала 13 веков // Древнерусское искусство, т. монументальная живопись 11-17 веков, Наука, Москва 1980.
5) Л.П. Балыгина, А.П. Некрасов, А.И. Скворцов Вновь открытые и малоизвестные фрагменты живописи 12 века в Успенском соборе во Владимире // Древнерусское искусство, т. монументальная живопись 11-17 веков, Наука, Москва 1980.
6) Г.М. Штендер "Деисус" мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде // Древнерусское искусство, т. монументальная живопись 11-17 веков, Наука, Москва 1980.
7) Н.А. Демина Отражение поэтической образности в древнерусской живописи // Древнерусское искусство, т. художественная культура домонгольской Руси, Наука, Москва 1972.
8) Н.В. Холостенко Ильинская церковь в Чернигове по исследованиям 1964-1965 годов // Древнерусское искусство, т. художественная культура домонгольской Руси, Наука, Москва 1972.
9) Г.С. Батхель Новые данные о фресках церкви Благовещания на Мячине близ Новгорода
10) Е.А. Анкудинова, С.Е. Блажевская и др. Настенная живопись ярославских церквей Ярославль 2002, ISBN 5-8397-0211-0
11) Народный каталог православной архитектуры (древнерусский вариант)
12) А.И. Комеч Древнерусское зодчество конца начала 11-12 века Москва, Наука, 1987.
13) Б.А. Рыбаков Мифы древних славян, Надежда, Саратов 1993.
14) И.П.Русанова, Б.А.Тимощук Языческие святилища древних славян
15) Ю.В. Степанова Керамика Избрижского погребального комплекса 10-13 веков // Краткие сообщения института археологии т.218, сс.139-149, 2005 г.
16) Б.А. Рыбаков Русское прикладное Искусство Х-ХIII веков.
17) Большая советская энциклопедия
18) Слово о полку Игореве (древнерусский вариант)
19)Слово о полку Игореве (современный вариант)
20) И.И. Плешанова О зверином орнаменте псковских колоколов и керамид // Древнерусское искусство, т. художественная культура Пскова, Наука, Москва 1968
21) Н.Н. Розов О генеалогии русских лицевых псалтирей 14-16 веков // Древнерусское искусство, т. художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств, Наука, Москва 1970.
22) А.В. Энговатова Средневековые городские некрополи на территории Дмитровского кремля // Краткие сообщения института археологии т.219, сс.148-158, 2005 г.