Ипатьевский Монастырь.
Часть I. Что уцелело от эпохи 16 века до наших дней?
Аннотация
Ипатьевский Монастырь. Вид из-за реки Костромы.
За информацией об истории монастыря, обратимся к сетевому ресурсу Костромской епархии Русской Православной Церкви [1]:
П1. ОСНОВАНИЕ МОНАСТЫРЯ. Согласно летописи, монастырь был заложен в 1330 году усердием влиятельного вельможи Золотой Орды татарского мурзы Чета, который направлялся через эти края по пути в Москву для службы у Великого князя Ивана Калиты...
П2. ГОДУНОВЫ В СУДЬБЕ МОНАСТЫРЯ. После исцеления Чет крестился именем Захария. Вместе с ним приняли православное крещение и люди из его ближайшего
окружения. В пятом поколении рода Чета-Захарии рождаются два брата, которые впоследствии принимают разные фамилии:
Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун. Это были родоначальники знаменитых Сабуровых и Годуновых...
Веря в
святость места, завещали в ограде Ипатия свое погребение, практически, все потомки Захарии, включая родителей Царя Бориса.
П3. С течением времени на территории монастыря образовались три усыпальницы с общим числом захоронений в 52 могилы. Ныне частично сохранилась только одна из этих трех усыпальниц, а могилы Захарии и его ближайших потомков утеряны...
П4. Первой значимой постройкой монастыря была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, на месте которой в 1560 году был построен пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и приделами во имя св. апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Храм был небольшим, площадью 10х8,5 м. Именно в нем 14 марта 1613 года был призван на царствие Михаил Романов.
Возвышение Годуновых послужило началом к переустройству монастыря. Начиная с середины XVI столетия до 1605 года, то есть за 50 лет, был выполнен комплекс работ по каменному строительству в монастыре. Комплекс включал в себя сооружение вышеозначенной Троицкой церкви, монастырские стены с въездными воротами, среди которых особое положение занимали Святые Парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Церковь возведена в честь соименных святых Царя Феодора Иоанновича и его супруги Царицы Ирины. Как было написано в закладной доске: ":на память от рода в род по душех своих и по своих родителей в вечный поминок".
Каменные стены имели протяженность 518 метров. Так монастырь стал крепостью на подступах к городу на старой Ярославской дороге.
П5. СМУТНОЕ ВРЕМЯ. С наступлением смутного времени для Ипатьевской обители начались трудные дни. В 1608 году монастырь был оккупирован одним из отрядов самозванца Лжедмитрия II, но прибывшее из Галича народное ополчение организовало правильную осаду крепости. При этом вокруг стен был вырыт осадный ров. Летом 1609 года отряд самозванца был выбит из монастыря. Во время штурма была взорвана стена, от взрыва значительно пострадали обе надвратные церкви и Троицкий собор(!? - Автор *).
П6. ИЗБРАНИЕ НА ЦАРСТВО МИХАИЛА РОМАНОВА. 14 марта, на двенадцатый день своего движения от Москвы, посольство торжественным шествием с правого берега по льду Волги направилось к Ипатьевскому монастырю. В то же время вторая процессия из духовенства и мирян двигалась из Костромы. Обе процессии были встречены у стен монастыря Михаилом и его матерью. Был воскресный день, колокольные звоны всех костромских церквей оглашали это историческое событие. Послы преподнесли избраннику грамоты. Но Михаил и его мать инокиня Марфа долго отказывались от этой чести. И только после умолений в продолжение шести часов Избранник, представ чудотворному образу Феодоровской Божией Матери, был благословлен на царство.
П7. ГОДЫ ПРОЦВЕТАНИЯ. После нормализации обстановки в стране с 1621 году началось восстановление монастыря. Сначала были приведены в порядок поврежденные во время осады стены, а затем засыпан осадный ров. В 1673 году строится новая церковь Иоанна Златоуста в одной связи с каменной колокольней и каменными больничными кельями. (В последующем, в 1808 году церковь и кельи за ветхостью были разобраны).
П8. В конце 1652 году на месте разрушенного взрывом (!? - Автор **), был отстроен новый, ныне существующий Троицкий собор, который только в 1684 году удалось расписать.
П9. УПАДОК МОНАСТЫРЯ. "Начало славных дней Петра" было разрушительным для Ипатьевской обители. В 1693, 1699 и 1700 годах снимается
часть колоколов, которые вместе с медными котлами пересылаются в Москву для ратного дела. Последующие годы правления
прославленного монарха были столь же неутешительны, как и первые. Вот что мы находим в грамоте, адресованной
Священному Синоду, которую направил в 1721 году вновь назначенный архимандрит Гавриил:
"нашел в Ипатьевском монастыре все ветхое, врата распалися и столпами деревянными подперты, всего же разорения
обители вкратце и описать невозможно".
П10. ВОССТАНОВЛЕНИЕ. В 1744 году монастырь становится местом жительства архиерея вновь учрежденной Костромской епархии. Это было началом нового этапа в жизни монастыря. Началось его восстановление и новое строительство. В это время надстраивается третий этаж настоятельских покоев. В 1764 году заканчивается строительство нового теплого храма в честь Рождества Богородицы, в Троицком соборе заново устанавливается новый иконостас, который сохранился до наших дней.
П11. 7 октября 1834 года костромское духовенство и граждане города встречали у стен монастыря императора Николая I. Император внимательно осмотрел ризницу обители и келии, где проживал Михаил Федорович с матерью. Он повелел восстановить эту "знаменитую по свершившимся в ней событиям, обитель и обновить все здания сего монастыря". Так уже в марте 1835 года Ипатьевский монастырь был возведен в степень первоклассного. По повелению Николая I была выполнена переделка фасада архиерейских келий. В 1842 году были завершены работы по реставрации Романовских палат архитектором Тоном, а в 1856 повелением Императора Александра II палаты вновь были реставрированы во вкусе XVII века.
П12. 300 ЛЕТИЕ ДОМА РОМАНОВЫХ. В 1913 году исполнилось трехсотлетие правления династии Романовых. Все календари вышли тогда с видами Ипатьевского монастыря...
19 мая монастырь посетил Николай II. В Троицком соборе Император с семьей присутствовал на Божественной литургии...
Итак, проследив за основными вехами в истории Ипатьевского монастыря с момента основания в первой половине 14 века,
до начала 20 века, можно заключить, что он занимает особое место в истории России, имея отношение к старинному роду
Годуновых и правившей династии Романовых.
А теперь, зададим простой вопрос: какие артефакты Ипатьевского монастыря сохранились до нашего времени с эпохи Годуновых?
Именно для изучения этого вопроса мы направились в Кострому, в Ипатьевскую слободу.
На рисунках 1-6 представлен вид стен и внутренних построек Ипатьевского монастыря, который открывается при входе в монастырь.
Рис.1-6 внутренние постройки Ипатьевского монастыря.
На рис.1 показан левый ряд монастырский келий. Нижний ярус занимают монашеские кельи, котрые датируются историками 16 веком.
По словам экскурсовода, эта датировка основана на форме окон - якобы до 16 века было принято, что окна должны быть очень
маленькими, как бы "прорубленными в стене". На верхнем ярусе видны уже современные большие окна, за которыми находятся
вполне обычные комнаты. Согласно исторической справке П4, кельи построены во второй половине 16 века.
Если информация о стилистике окон келий верна, то верхний ярус, с современными комнатами, является более поздней
постройкой, следовательно, здание существенно реконструировалась.
На рис.2, слева (с острого угла) виден ряд келий, приведенных на первом рисунке. Красное здание в центре снимка - реставрированные по распоряжению Николая I кельи Михаила Романова и его матери. В настоящее время здесь находится небольшой музей, в котором собраны дары некоторые Романовых Ипатьевскому монастырю.
Слева на рис.2 и в центре на рис.3, видно двухэтажное белое здание, в котором находятся монастырские погреба. Историки относят эти погреба к 16 веку, о чем свидетельствует нижеприведенная табличка:
Рис.7 Справка об истории погребов.
В центре рис.4 видна небольшая стелла, на которой содержится любопытная информация о настоятелях Ипатьевской обители.
Рис.8 Информация настоятелях.
Слева на рис.5 находится колокольня, в центре - Троицкий собор, а справа - фрагмент монастырской стены, которая расположена параллельно реке Костроме. На рис.6 эта стена приведена более подробно, вместе с надвратной церковью. Стена, обращенная реке Кострома, является ближайшей стеной к Троицкому собору, а расстояние от края стены до церкви составляет не менее 20 метров.
Историческая справка П5 утверждает, что в 1609 году при взрыве стены сильно пострадали две надвратные церкви и Троицкий собор.
С надвратными церквями все понятно - они были повреждены поскольку сами находились в стене. Однако, Троицкий собор расположен
в 20 метрах за стеной и непонятно какую силу должен иметь взрыв, чтобы значительно его повредить. Следующая историческая справка
П8 утверждает, что собор был отстроен заново в 1652. У читателя может сложиться впечатление, что в 1652 году Троицкий собор
восстановили после разрушений возникших при штурме 1609 года.
Однако, это не так. Троицкий собор пострадал в 1649 году от взрыва порохового склада [2], который находился в его подвале(!). Именно
после этого повреждения собор получил столь значительные повреждения, что его пришлось строить заново. Вновь зададим вопрос,
который можно отнести риторическим: зачем устраивать в подклети собора пороховой склад?! Практика хранения боеприпасов
в действующем храме не является общепринятой нормой. Как тут не вспомнить о расположенных рядом погребах и складах отстроенных
еще в 16 веке?
Историческая справка [2] свидетельствуют о том, что Троицкий собор был не отремонтирован, не перестроен, а выстроен заново:
Задумав строить новый собор (старый разрушен взрывом), монастырские власти хотели значительно расширить его. Архимандрит Гермоген и строитель старец Пафнутий "с братиею" обратились с просьбой к царк Алексею Михайловичу разрешить построить новый собор по образцу собора в московском Новоспасском монастыре (монастырь был царской вотчиной), но по грамоте царя от 25 марта 1650 года повелено устроить собор по образцу ярославского Успенского собора, "не больше онаго": "а буде у вас в монастырской казне денег много и вы б велели прибавить в вышину монастырские стены". Стены Старого города вновь надстроили расширили обходную галерею; этим было завершено строительство крепостных сооружений Ипаьевского монастыря.
Троицкий собор, построенный в 1650-1652 годах, представляет собой пятиглавый храм крестово-купольного типа, поставленный на подклетах и окруженный с трех сторон галереей с крыльцом, выходящим на северную сторону, на центральную площадку монастыря. Архитектурные формы собора сближают его с созданным в середине XVII века в поволжских городах типом посадского храма, характерными особенностями которого являются просторное внутреннее помещение и богатое внешнее декоративное оформление.
Итак, при Алексее Михайловиче, Троицкий собор разрушается из-за взрыва, а на его месте строится новый собор, который отличается и от старого размерами (явно не 10м*8,5м) и по форме. Новодел был расписан в 1684 году, а старая роспись собора эпохи Годуновых исчезла вместе с собором.
Колокольня, приведенная на рис. 5 так же не имеет отношения к эпохе Годуновых, поскольку оригинальное здание было снесено и заново отстроено Романовыми, поскольку его вид якобы не соответствовал архитектуре монастыря после реконструкции [2].
Одновременно с возведением нового здания Троицкого собора в 1649-1652 годах достраивалась звонница. Звонница годуновского времени не соответствовала более крупным размерам собора, не уравновешивала его, к тому же она разнилась с ним по стилю. С северной стороны к звоннице была пристроена высокая башня-колокольня с одним открытым пролетом для звона.
В исторической справке П4 упоминается, что длина периметра стен, построенных при Годуновых составляла 518 метров. Визуально это соответствует осмотренной нами территории, но в настоящее время, площадь монастыря больше, рис.8.
Рис.8 Вероятно, эта территория была добавлена к монастырю уже после Годуновых.
Этот вид открывается если посмотреть между зданиями погребов (белое здание рис.3) и келий Романовых. Вероятно, эта площадь является более поздней пристройкой к монастырю, поскольку современный периметр стен монастыря явно больше 518 метров. Никаких зданий и сооружений внутри этой территории нет. Возможно, что все сооружения были снесены в годы Советской власти. По словам местных жителей, несколько лет назад здесь была деревянная часовня, построенная без гвоздей. Однако она сгорела.
Наконец, обратим внимание на колокол, который можно увидеть на рис.5, рядом с колокольней. Он был отлит в 2006 году "в память 400-летия призвания на престол государства Российского Михаила Федоровича" о чем свидетельствует данная справка.
В правой стене Троицкого собора, по направлению за колоколом (если смотреть на рис.5), расположена одна из трех усыпальниц бояр Годуновых, куда мы дальше и отправимся.
На левой боковой стене усыпальнице находится стенд, на котором помещена информация об истории усыпальницы. Ниже приведена перепечатка этого стенда, а его фотографию вместе с исходным текстом можно скачать здесь.
Ипатьевский монастырь - единственное место в России, где на протяжении 4-х столетий, начиная с конца 13(опечатка? - Автор) века формировался,
некрополь одного из самых знаменитых боярских родов - Годуновых.
Первыми из Годуновых в Ипатьевском монастыре были похоронены основатель рода костромской вотчинник Захарий (до принятия
православия татарский мурза Чет), его сын Александр.
(+1304 г.), внук Дмитрий Зерно и праправнук Иван Годун. Их захоронения явились началом формирования 1-й усыпальницы. Вплоть
до начала 17 века здесь было проведено 22 погребения, родители царя Бориса и царицы Ирины, Федор и Стефания, брат Бориса и
Ирины - Василий и их дядя Дмитрий Иванович (Останки царя Бориса, царицы Марии, их детей Федора и Ксении покоятся в
успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры).
Первая усыпальница размещалась в -каменной палатке- у алтаря церкви Рождества Богородицы (это место в настоящее
время деревянным крестом.)
Вторая годуновская усыпальница размещалась там же и включала 16 погребений. В ней были захороены представителе ветвей
Василия Петровича Годунова, двоюродного брата Дмитрия Ивановича.
Обе усыпальницы упразднены в 1756 году по распоряжениию Преосвещенного Геннадия, Архимандрита Ипатьевского монастыря. Территория
усыпальниц попала под постамент церкви Рождества Богородицы, перестроенной в 1760-е годы.
Третья годуновская усыпальница размещалась в подклете Троицкого собора и включала 18 погребений представителей ветви
Иосифа Дмитриевича Годунова - ..(блик). Последнее погребение в ней - Иван Дмитриевич Асанов (+1647).
В 1650-1652 гг. Троицкий собор был перестроен и значительно расширен в размерах. Сведения о нарушении третьей усыпальницы
в монастырских документах отсутствуют.
В начале 20 века усыпальница в подклете Троицкого собора продолжает именоваться "годуновской" не смотря на то, что
только три надгробные плиты (2,3,4) принадлежат представителям этого рода.
Вскрытие надгробных плит в третьей усыпальнице в 20 веке не проводилось.
В трех усыпальницах Ипатьевского монастыря было погребено 56 представителей рода Годуновых. Кроме этого,
трое из Годуновых погребены вне усыпальниц на монастырском погосте. Последнее захоронение Годуновых в моннастыре -
Петр Иванович - воевода из Свияжска (+1671 г.).
До 1756 года по внутреннему устройству усыпальницы больше походили на храмы, помещения которых были заполнены
надгробными плитами из белого русского известняка. Каждая плита имела эпитафию (надпись церковно-славянской вязью с
указанием имени погребенного и датой его смерти). В усыпальницах находилось много икон, нагробных покровов с украшением
из золота, серебра, жемчуга и драгоценных камней, горели неугасаемые лампады. Раз в неделю, по пятницам, здесь служипли
панихиду в память всех почивших Годуновых.
В настоящее время третья годуновская усыпальница сохраняется с начала 20 века. Надгробные плиты (№1,5,6,8) принадлежат
...(блик) других фамилий.
Два надгробия из дикого камня (№9,11) принадлежат захоронения монахов монастыря конца 16 века, найдены во время
ремонтных работ у стен Троицкого собора во вт. пол. 20 века.
Информация со второго стенда, на котором приведен порядок гробниц в усыпальнице и подписи на надгробиях. В приведенном
ниже тексте отсутствует часть биографической информации, которую можно просмотреть загрузив
фотографию.
1. "Под сим камнем погребено тело господина коллежского советника и кавалера Осипа Матвеевича Крюкова, который
присутствовал в Костромской уголовной палате советник. Житие его было... Скончался 1722 года ноября 9 дня
оставив горесть и печаль своим супруге и детям."
2. "Лета 7069 (1560) месяца ноября в 1 день на память святых чудотворцев бессеребренников Козьмы и Дамиана преставился
раб Божий Василий Осипович Годунов."
3. "Лета 7130 (1622) февраля в 10 день на память святого мученика Харлампия преставился раб Божий околь(ничий)
Никита Годунов в (ино)цех Ниф (онт)".
4. "Лета 7083 (1575) марта 8 день погребен Тимофей Дмитриевич Годунов."
5. "...В сем гробе положен схимонах Иосиф в мире Иоанн Иванович Шетнев ... ... в лето 7195 (1687) октября в 1 день."
6. "Лета 7191 (1683) марта в 4 день преставился раб Божий инок схимник Иоан Пикин Пустобояров."
7. "Каменный гроб, извлечен из годуновских могил во время перестройки церкви Рождества Богородицы в 1864 году."
8. "Преставился раб Божий Григорий Хрисанфов 6092 (1584) мая день 6."
9. "Лета 7106 (1598) преставился Авраасий ски... (монах)"
10. "Надгробная плита с погребения 17 века. Надпись не читается."
11. "Лета 7100 (1592) преставился раб Божий инок Тарасий."
Кратко прокомментируем сообщаемую историками информацию:
1. Число погребений принадлежащих Годуновым во всех трех усыпальницах известно не точно. Приведенная выше справка указывает
число 56 (22+16+18), а согласно данным [1] П3 их число 52. Поскольку к настоящему моменту все гробницы разорены, то установить
точное количество захоронений в усыпальницах невозможно.
2. Первые две усыпальницы были уничтожены Романовыми. Не осталось ни одного образца надгробия, которые принадлежали бы
даже ближайшим родственником царя Бориса.
3. Третья усыпальница по всей видимости была построена заново.
Наконец, нам осталось только оценить соответствие надписей, которые приведены на стенде с тем, что написано на самих надгробиях.
Рис.9 Надгробные плиты из третьей усыпальницы. Каждое изображение надгробия можно увеличить.
Мы сфотографировали только надгробия 1-6 и 8, поскольку оставшиеся плиты большого интереса не представляли, а саркофаг №7(нумерация схеме усыпальнице) является открытым и не имеет надгробия. К сожалению, фотографирование производилось не упорядочено, поскольку мы посчитали, что без проблем сумеем сопоставить надпись на надгробии с расшифровкой данной на стенде. Однако это сделать не удалось. Надежно сопоставляются только два надгробия, которые мы запомнили по необычной форме - №1 и по маленькому размеру - №4.
Обратим внимание, что на надгробии №1, принадлежащем коллежскому советнику Крюкову отсутствуют какие либо надписи вообще. На надгробии №4 сохранились какие-то буквы, но прочесть надпись мы не смогли.
Надгробия помеченные на рисунке "?1" и "?2" не содержат никаких надписей вообще, причем если у "?1" только верхняя часть, то надгробие "?2" замазано цементном полностью. Скорее всего, надгробие "?2" соответствует №5 поскольку в верхней правой части рисунка виден вход в усыпальню. Интересно было бы узнать способ, с помощью которого историки прочли надписи на этих двух надгробиях, а так же на №1. Ведь согласно данным стенда, все надгробия 1-6 и в подписаны.
Плиты "?1", "?3", "?4" и "?5" имеет старинный орнамент, а последние три содержат подписи. Оценим их качество. Надпись на
плите "?3" имеет очень узкую толщину контура букв. Надпись надгробия "?3" имеет разную ширину букв во всех четырех строчках,
а в третьей и четвертой строке изменяется их высота. Автор подписи старался, чтобы буквы строк укладывались между сколом
(трещиной на плите), которая идет под острым углом к правой стороне надгробия. Следовательно, этот скол предшествовал появлению
надписи. Наиболее качественно выполнены надписи на надгробии "?5", если не считать, что сам орнамент и подписи не параллельны
форме прямоугольника плиты.
Надписи на надгробиях "?3", "?4" и "?5" должны быть читаемы, раз их смогли прочесть историки. Оставим их прочтение более
компетентым исследователям, напомнив, что требуемые картинки можно загрузить в более хорошем разрешении.
Подведем итог попытке поиска до-романовских артефактов в Ипатьевском монастыре. С 16 века до нас не дошло ни одного объекта, который не был переделанным или полностью уничтоженным. Исчезли надвратные церкви, колокольня, Троицкий собор вместе с росписью, полностью уничтожены две фамильные усыпальницы Годуновых. То, что сегодня историки выдают за третью годуновскую усыпальницу является поздним плохо сработанным новоделом. Единственное, что хоть как-то можно отнести к 16 веку это монашеские кельи и погреба, которые так же подверглись перестройке. Но такая логика вполне понятна - ведь нужно иметь хотя бы что-то относящееся к 16 веку, иначе нечего будет показывать приезжим туристам.
Но все же, в Ипатьевском монастыре нашелся один объект, который датируется 16 веком. Это позолченные двери Троицкого собора.
В Троциком соборе сохранились медные двери, расписанные позолотой, которые были подарены дядей царя Бориса, Дмитрием Годуновым, в конце 16 века.
Рис.10 Позолоченные двери Троицкого собора.
При посещении нам удалось обнаружить три двери. Двери №1 и №2 расположены в левом коридоре, а дверь №3 в правом коридоре собора, если стоять лицом ко входу в церковь. Двери №1 и №3 находятся снаружи церкви, а дверь №2 внутри церкви, слева от иконостаса. Справа от иконостаса стоит самая обычная дверь №4, хотя логично предположить, что здесь должна быть пара двери №3. Впрочем, поскольку двери были подарены Троицкому собору до его перестройки в 1652 году, то требование "парности" дверей не правомерно, поскольку собор имел совсем другие размеры и архитектуру. Их могло быть и 3, и 4, и 6. Встает первый вопрос: сколько дверей было изначально?
Нам удалось осмотреть двери только с одной стороны, поскольку они были наглухо закрыты, поэтому появляется следующий вопрос: имеется ли на дверях роспись с обратной стороны?
Ниже можно загрузить в хорошем разрешении наддверные рисунки. Первая цифра соответствует номеру двери, вторая - номеру рисунка в соответствии с нумерацией, используемой на рис.10
Сразу сделаем небольшие пояснения.
Даже при самом первом просмотре рисунков двери возникают противоречия с традиционной историей. Так, на рис. №35 мы видим
античных Платона и Апполона, на рис.№37 и №38 изображена сивилла - античная женщина-пророчица. А рядом с этими персонажами
языческой эпохи находится христианский Бог, рис.№35, №37.
На ряде рисунков любопытна форма строений, присутствующих на заднем фоне. Так же вызывает интерес некоторая символика,
например, в правом верхнем углу рис.№15 изображено Солнце из которого выходит правая рука Бога. Получается, что христианский Бог отождествляется с Солнцем, как у язычников?
Мы надеемся, что изображения позолоченных дверей Троицкого собора будут подробно изучены и помогут в воссоздании подлинной истории России.
1. Для того чтобы добраться до Ипатьевского монастыря нужно сесть на маршрутку или автобус №14 и ехать до остановки "Ипатьевская Слобода". Это первая остановка при перезде моста через реку Кострома. Остановка автобуса №14 находится прямо напротив автовокзала. Если Вы приехали на поезде, нужно пройти метров 150 до улицы "Советская", и не переходя ее, найти первую попавшуюся автобусную остановку.
2. На территорию комплекса вход бесплатный. Рядом со входом стоит касса, где предлагается купить взрослый билет за 80 рублей. Однако, за что Вам предлагается заплатить не сообщается. На самом деле, чек при покупке билета не выдается, цена билета на билете не указана, но сообщается, что билет есть добровольное пожертвование на реставрацию комплекса. Вход билетам производится только в небольшой музей, где собраны подарки Романовых Ипатьевскому монастырю. (Смотреть там особо нечего.)
3. То же самое касается фотографирования. Стоимость билета на право фото и видео съемки составляет 50 рублей. Но билет дает право фотографирования только в музее. Фотографирование на территории монастыря и внутри Троицкого собора бесплатно. Фотографирование в ризнице Троицкого собора запрещено. (Кстати, именно там находится третья позолоченная дверь.)
4. В церковной лавке нужно внимательно считайть сдачу и не стоит сильно удивляйться праздно шатающимся на территории монастыря бабушкам, которые будут вымогать у Вас деньги на церковные нужды.
1. Cетевой ресурс Костромской епархии Русской Православной Церкви.
2. Костромской информационный портал.